Что предлагают сделать для украинцев
Если Верховная Рада примет закон о мобилизации с нормой о демобилизации отслуживших 36 месяцев военнослужащих, в Украине одномоментно прибавится более 200 тысяч ветеранов. И к этому нужно готовиться уже, говорит народный депутат Украины от Голоса, секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, ветеран АТО Роман Костенко. Правильная ветеранская политика, считает он, способна решить проблему не только с социализацией ветеранов, но и с мобилизацией. Свое видение этой политики он озвучил в ходе дискуссии «Страна ветеранов: возможности и вызовы» в рамках совместного проекта LB.ua и EFI Group «Новая страна».
«Если у нас будет незаметная ветеранская политика, когда человек не понимает, что будет, если он получит ранение, станет инвалидом, это будет отражаться на том, что мы сейчас решаем на уровне государства — как мотивировать людей идти защищать страну? Мы не можем забыть о ветеранской политике и говорить о мобилизации. Мы не можем говорить о мобилизации, забыв, как наши солдаты служат сейчас. И здесь должен выстраиваться новый общественный договор», – говорит Роман Костенко.
Этот общественный договор, по его словам, кроме уже имеющихся ветеранов должен касаться и людей, которые идут в армию сейчас, работать на тех, кого призывают сегодня.
«Что я имею в виду? Когда мы говорим, что должны мотивировать солдат, это должно быть фактом. Я твердо убежден, что тем путем, по которому мы идем — самыми мобилизованными людьми, выловленными, извините, на улице и отправленными в армию, — эту войну, асимметричную войну, в которой используются современные технологии, выиграть будет сложно. Для этого нужны специальные люди со специальными навыками и специальными умениями. Имея определенный опыт, я вижу, что такие люди есть, в принципе, во всех возрастных категориях, но больше их с 18 до 27 лет, которых мы как раз не призываем.
Я сейчас не о том, что мы должны их хватать и бросать в бусы, отправлять на войну. Но мы должны создать такую политику, когда эти люди сами будут хотеть идти в армию и выполнять нужные задачи. Для этого общество должно мотивировать их», — уверен депутат.
Предложенный Романом Костенко общественный договор условно выглядит так: все работают на воюющих.
«Мой тезис прост. Нас 40 миллионов, а воюет один миллион. На уровне вступления на военную службу, на уровне обеспечения во время службы и на уровне ветеранской политики должны уже сейчас заложить видение и информационно проталкивать, что эти 40 миллионов должны заботиться об этом миллионе на всех этапах их пребывания в защите государства.
Форматы для этого могут быть выбраны разные. Возможно, непопулярные, такие как повышение военного налога или еще что-то, что люди будут платить конкретно за то, что этот миллион дрался за них, чтобы, если с человеком что-то случится, он имел льготы, а если получит увечье, люди до конца жизни удерживали бы ее.
Я не боюсь этих слов и говорю, что у нас нет выбора: если не построим этот общественный договор между защитниками и теми, кто не принимает непосредственного участия [в войне], между этими категориями будет конфликт. Поэтому над этим мы должны работать», — уверяет ветеран АТО.
Кроме того, говорит Роман Костенко, ветеранская политика должна основываться на том, как вернуть ветерана в социум.
«Военные, когда вернутся, это будет отдельная каста, с которой нужно коммуникировать и будет иметь свои запросы. На мой взгляд, мы, как общество, должны беспокоиться о наших ветеранах, но не делать акцент, что он после войны ветеран и больше никто. Это важно, чтобы не создавать касту людей, которым не нужно ничего делать – тебе все дается, потому что ты ветеран.
Мы должны помогать, делать все, чтобы эти люди социализировались и дальше шли в жизнь. Это должно быть основой ветеранской политики, потому что я знаю многих ветеранов, которые ветеранство делают своей профессией после войны, даже когда могут делать другие вещи», — рассказал нардеп. Если этого не сделать, в обществе возникнет пропасть, добавил он.
«Я снова возвращаюсь к законопроекту о мобилизации. Мы рассмотрели практически все вопросы, 16 блоков. Единственное, где мы в комитете не пришли к согласию — вопрос демобилизации. В государстве еще нет решения, как это будет происходить. Конечно, как парламентарии говорим, что этих людей нужно отпустить через 36 месяцев, потому что они измотаны, большинство непосредственно участвуют в боевых действиях. И даже те, кто нет, есть и другой этап истощенности — отрыв от семьи. Там же не все военные, которые всю жизнь готовились к тому, чтобы сразиться.
И эту категорию нужно мотивировать, уже сейчас готовиться и работать с ней. А это множество. Если будет принято решение, это за 200 тысяч человек (не буду говорить точную цифру) одномоментно придут, и с ними нужно будет говорить. И мы должны сделать так, чтобы они пошли в социум и смешались с людьми, иначе они будут пугать людей. У нас будет пропасть между ветеранами и людьми, которые не сражались», — резюмировал нардеп.
Ранее портал "Стена" сообщал, что уже с 1 апреля для украинцев действуют новые правила ввоза гуманитарной помощи.
Также мы писали, что украинцам планируют переписать зарплаты – в Национальном банке уже предупредили, что готовят работодатели.
Напоминаем, что Верховная Рада вводит новый запрет – коснется каждого дома и квартиры украинцев.