Эффективность работы любой организации выражается не только цифрами в отчетах, но и объективными достижимыми результатами. В случае Государственной экологической инспекции Украины, которую я возглавляю, это достижение лучшего состояния экологии.

Андрей Малеваный. Фото: скриншот znaj.ua
Андрей Малеваный. Фото: скриншот znaj.ua

Снижение темпов незаконной рубки леса или "черной" добычи янтаря, прекращение массовых выбросов стоков в реки, озера и моря, модернизация промышленных предприятий оборудованием минимизирует выбросы в воздух, — все это и будет результатом нашей эффективности.

Но на пути к эффективности ГЭИ надо сделать так, чтобы она могла в полной мере выполнять те функции, возложенные на нее законодательством. Одно из препятствий — это массовые недопуски наших инспекторов на предприятия для осуществления проверок. Сейчас любой руководитель завода, куда пришла проверка, может просто дать приказ охране на проходной не пропускать сотрудника инспекции и тот ничего не сможет сделать.

Последний вопиющий пример — это Дарницкая ТЭЦ, куда инспекторов четыре раза не пускали на внеплановые проверки. Напомню, что это единственная станция в столице, которая работает на угле — наиболее экологически опасном топливе. Мне пришлось лично встречаться с руководством станции, чтобы разблокировать ее для инспекционных действий. И таких объектов по всей Украине сотни.

Часто это крупные предприятия, которые экономят на очистных сооружениях и поэтому не хотят подвергаться многомиллионным штрафам. Им проще просто не пустить сотрудника ГЭИ на территорию. Они знают, что за это останутся безнаказанными, ведь штраф за недопуск составляет всего 750 гривен.

Что сделать? Предоставить Государственной экологической инспекции официальный правоохранительный статус!

Я надеюсь, что в ближайшее время Кабинет министров примет постановление о соответствующих изменениях в Положение о ГЭИ. Это полностью соответствует нормам закона "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов", где дается определение, что же такое правоохранительный орган. Важнейший ее признак — осуществление правоприменительных или правоохранительных функций.

В законе Украины "Об охране окружающей среды" и нашем Положении они четко прописаны: проведение проверок, остановка и осмотр транспортных средств, изъятие орудия добывания объектов животного мира, беспрепятственное обследование предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, наши сотрудники имеют право на ношение огнестрельного оружия.

Таким образом, не хватает только полного юридического закрепления в Положении об Инспекции статуса правоохранительного органа. Тогда недопуск на проверку сотрудника ГЭИ будет квалифицироваться по статье 343 Уголовного кодекса Украины как препятствование служебной деятельности. Она предусматривает штраф до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительные работы или арест до 6 месяцев.

Также на инспекторов распространятся все гарантии защиты от посягательств на жизнь, здоровье или имущество — их или их близких. В условиях, когда работник выписывает миллионные штрафы за нарушение экологического законодательства, он не может оставаться беззащитным.

Надо сделать так, чтобы экологических инспекторов уважали в обществе, а не считали "мальчиками для битья". Для этого с одной стороны следует системно бороться с коррупцией, а с другой — повышать юридический статус, платить достойную зарплату и требовать качественной эффективной работы. Мы планируем создать систему электронного кабинета экоинспектора.

Здесь мы не придумываем ничего нового, а следуем примеру тех стран, где экологический контроль является функцией, осуществляется правоохранителями. Например, Израиль с его "зеленой" полицией, Италия, где действуют карабинеры по защите окружающей среды, или США, где функционирует экополиция. Вы нигде в мире не увидите практику недопуска экоинспекторов на предприятие-загрязнитель.

Сразу хочу предупредить все попытки демонизировать намерения ГЭИ получить правоохранительный статус. Мы не собираемся ни у кого отбирать функции органов досудебного расследования или получать дополнительные функции и полномочия. Просто хотим иметь возможность осуществлять те полномочия, которыми наделил нас закон.

Потому что если государственный орган на бумаге имеет полномочия, а на практике не может их осуществлять, то ничего, кроме смеха и презрения, он не вызывает. И тогда у многих возникает вопрос: а зачем нужно такое бессильное государство?

Поэтому способность государственных институтов действовать — это залог стабильности в стране и в конце концов гарантия ее национальной безопасности.

В условиях, когда Украина и мир стоят перед беспрецедентными экологическими вызовами, нам нужен эффективный механизм реагирования. Причем это в интересах как государства, его граждан, так и бизнеса. Потому бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов рано или поздно даст о себе знать.

Природа жестоко мстит за неуважение к ней и наказывает всех — и правых, и виноватых. Поэтому не следует доводить до таких крайностей, а в рамках цивилизованных правил и процедур нужно минимизировать экологические риски.